Чудная картина А.А. Фета1.jpg
«Закройте на несколько минут и представьте себе зимний пейзаж: тихая морозная ночь, широкое поле, сияние луны, искрящийся снег, убегающий вдаль санный след…» — такими слова начался урок литературы в 5 классе 14 декабря, посвящённый изучению творчества А.А. Фета.
Поэзия пробуждает в нас самые разные чувства, помогает увидеть в самых простых и, казалось бы, ничем не примечательных вещах, что-то необычное. Так и в поэзии А.А. Фета. Казалось бы, в воссозданной картине зимней ночи в стихотворении «Чудная картина» нет ничего примечательного и достойного внимания. Вероятно, и само стихотворение был написано в тот момент, когда Афанасий Фет совершал небольшое путешествие по необъятным русским просторам. Но та нежность, которую автор вкладывает в каждую строчку этого произведения, указывает на то, что такая ночная прогулка доставила автору ни с чем не сравнимое удовольствие. Фету удается передать свои подлинные чувства и напомнить всем нам о том, что испытывать счастье можно даже от простых и привычных вещей, на которые мы нередко попросту не обращаем внимания.
Проведя небольшое литературоведческое исследование, пятиклассники пришли к выводу, что в стихотворении звучат два мотива: мотив очарованности ночным зимним пейзажем и мотив подчёркнутого на фоне холодного лика природы человеческого одиночества. Снежная равнина, одинокая луна и звёзды, отбрасывающие свет на снег, — не столько образы природы, сколько символическое обозначение состояния души. А на вопрос что мы видим? Ребята провели ассоциации с простыми понятиями: белая равнина» — мы смотрим прямо перед собой. «Полная луна» — наш взгляд скользит вверх. «Свет небес высоких» — пространство расширяется до безоблачного неба. «И блестящий снег» — наш взгляд скользит обратно вниз. «И саней далёких одинокий бег» — поле зрения сужается, в белом пространстве взгляд останавливается на одной тёмной точке. Работая над языком стихотворения, учащиеся не сразу заметили, что перед ним восемь строк без единого глагола; только восемь существительных и прилагательных, передающих стремительное движение по бескрайней дороге.
«Чудная картина» — небольшое стихотворение, но ребята с увлечением анализировали каждое слово, пытались разгадать чувства поэта в момент создания произведения. А затем прошло небольшое соревнование на лучшее прочтение данного стихотворения. Каждый из чтецов вложил в чтение свои чувства: лёгкую грусть, нежность, восхищение прелестью зимней ночью.
Урок пролетел незаметно. А в качестве домашнего задания ребятам было предложено написать небольшую пейзажную зарисовку зимнего утра или вечера.
Комарова Н.А., учитель русского языка и литературы