1. Формирование УУД на уроках географии.jpg 2. Формирование УУД на уроках географии.jpg 3. Формирование УУД на уроках географии.jpg
«Великая цель образования — это не знания, а действия».
Герберт Спенсер
Особенность современного мира заключается в том, что он меняется всё более быстрыми темпами, поэтому знания, полученные учащимися в школе, устаревают раньше, чем они успевают применить их на практике. География пожалуй, единственный школьный предмет , относящийся к естественному и гуманитарному циклу, охватывающий всю систему «природа — человек — хозяйственная деятельность». Основной целью географии является формирование в сознании учащихся системы взглядов , принципов, норм поведения в отношении к природе, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире. Задаются ценностные ориентации, доминирующие установки и смыслы всему процессу обучения. Происходит освоение географических знаний о природе, населении, хозяйстве России, отдельных регионов, мира в целом. Положительный настрой учащихся обеспечивается за счет таких операций, как:
— мотивация,
— умение видеть проблему и находить пути выхода,
— обобщение и актуализация имеющегося субъективного опыта,
— коммуникация,
— рефлексия деятельности.

Все полученные знания обеспечивают фундаментальный базис географической подготовки, способствуют формированию географического стиля мышления.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря — формирование умения учиться. Универсальные учебные действия — совокупность способов действия, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих школьнику способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В программе развития УУД для основного общего образования выделены четыре блока:
1. Личностные — позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;
2. Регулятивные — обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;
3. Познавательные — включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания;
4. Коммуникативные — обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
К универсальным действиям, осваиваемым в процессе географического образования, можно отнести:
• умение пользоваться географической картой – языком международного общения.
• умение пользоваться современными информационными технологиями;
• владение научными географическими понятиями;
• умение видеть проблемы и ставить вопросы;
• умение анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее и группировать;
• умение наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в пространстве;
• умение делать выводы, сравнивать и составлять описания и характеристики.
УУД в географическом образовании школьников выполняют следующие функции:
• обеспечивают деятельностный характер организации учебного процесса, т.е. учебная деятельность выстраивается таким образом, чтобы ребенок осознавал все этапы ее осуществления (от целеполагания до рефлексии);
• позволяют школьнику освоить различные виды деятельности (познавательную, организационную, коммуникативную, оценочную, рефлексивную, исследовательскую, проектную, практическую и др.)
• раскрывают связь теории с практикой обучения, с жизнью;
• обеспечивают успешное усвоение географических знаний, формирование умений;
• способствуют личностному и профессиональному самоопределению школьников;
• закладывают основы для формирования компетенций в условиях профессионального образования.
На уроках географии развитие УУД возможно через систему заданий, например:
Личностные действия формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. На материалах истории географических исследований (5, 7 кл.) можно акцентировать внимание учеников на том, благодаря каким личностным качествам исследователей добывались знания о Земле, совершались научные открытия. Краеведческие уроки позволяют ученикам идентифицировать себя с принадлежностью к своему народу, стране, государству (8, 9 кл.). Страноведческие – формируют умение проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов (7кл).
Познавательные включают действия исследования, поиска, отбора, систематизации, обобщения и использования полученной информации (смысловое чтение, поиск и сбор информации, проведение наблюдений, эксперимента, практических работ, работа с картой, с контурной картой, с диаграммой, построение графиков, работа по заполнению таблиц и т.п.). Формирование познавательных УУД можно вести при работе с картой и контурной картой. В процессе выполнения таких заданий учащиеся формируют зрительную память. Например, определение местоположения способствует логическому запоминанию во время закрашивания объекта, формируется моторика и зрительная память. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, помогает овладевать умениями чтения, анализа, сопоставления карт и статистических материалов, способствуют овладению картографическими, геоэкологическими, геосистемными подходами и методами.
Познавательные УУД формируют и следующие виды работы с методическим аппаратом – учебником:
— составить план параграфа и изложить текст по плану;
— подобрать текст к иллюстрации или иллюстрацию к тексту;
— найти в тексте причины и следствия, черты сходства и различий;
— смоделировать текст на контурную карту и др.
Коммуникативные учебные действия способствуют осуществлению коммуникативной деятельности, обеспечивают возможность сотрудничества (социальную компетентность), возможность строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Это достигается на игровых и обобщающих уроках (мини-зачёты, работа в группах, парах, проверка усвоения терминов и географической номенклатуры и т.п.), при работе над проектами и т.д.
Варианты групповых (в парах) проектных работ для 5 класса:
— создание информационного буклета «Объекты всемирного наследия»;
— составление маршрута путешествия;
— презентация «Реки нашей местности»;
— создание модели вулкана и др.
Регулятивные УУД отражают способность обучающегося организовывать учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотивы, прогноз, средства контроля, оценка). Эти способности, например, вырабатываются при составлении комплексных характеристик:
6 класс – описание по плану реки, озера, равнины, горной системы и т.п.;
7 класс – описание материков по заданному алгоритму;
8 класс – комплексная характеристика ПТК России и др.
Формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями предметниками.
Зиновьева О.Н, учитель