Культура поведения это совокупность устойчивых форм поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному выполнению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями. С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми дома, в детском саду и т.д. Он приобретает опыт общественного поведения. В нашем детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральные нормы поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Работая с детьми, я уделяю большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде и адекватно оцениваю возможности повседневной бытовой деятельности, которая богата и разнообразна. Каждый день наши дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно мы учим каждого ребенка аккуратно вешать одежду, ставить обувь т.д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников. Приучая детей здороваться со своими товарищами, я использую и утренний приход детей в детский сад и встречи в течение дня с другими сотрудниками, директором, музыкальным руководителем, поваром и т.д. Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые». Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку. Я считаю, что имеет значение и то, как будет сказано детьми «Здравствуйте», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим. Обращаю внимание на то, что товарищ может помочь, например, застегнуть пуговицы, только надо об этом его вежливо попросить. Создание культурных привычек начинается с воспитания аккуратности и чистоплотности. Поэтому, я учу своих воспитанников аккуратно складывать свои вещи или игрушки, мыть руки перед едой, аккуратно кушать и т. д. Большое значение уделяю культуре общения и речи ребенка. Для этого провожу беседы с детьми: «У мамы с папой гости», «Что такое хорошо?», «Давай помиримся» и т. д. Мои малыши все необходимые навыки лучше всего усваивают в игре, поэтому в течение дня провожу дидактические, театрализованные, сюжетно – ролевые игры «В магазине», «В гости к кукле Кате», «Продолжи предложение», «Скажи ласково», «Если кто-то заболел» и т. д.». Очень любят мои ребята стихи А.Барто: «Девочка чумазая», «Вовка – добрая душа», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» и т. д. Таким образом, формирование навыков культуры поведения постепенно становятся неотъемлемым свойством личности. Воспитатель Кутилкина Г.В