Поэтический мир Тютчева.jpg
Творчество Ф.И. Тютчева изучается на уроках литературы во всех классах школьной программы. Из года в год, обращаясь к стихотворениям поэта, учащиеся открывают новые грани таланта лирика.
В творчестве Тютчева раскрыты многие темы, которые прошли через его стихи горячими волнами любви и чувства, участия и непревзойденного дара сопереживать. Анализируя стихотворения Тютчева, учащиеся десятого класса пришли к выводу, что одним из мотивов его творчества является мотив родины — России. Кто не помнит его знаменитое стихотворение:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Именно эта вера и пронизывает стихи Тютчев. Мотив природы, и прежде всего русской природы, четко проведен в стихотворениях Тютчева. Природа у Тютчева, действительно, не «слепок»: она живет, движется, дышит. Так построено знаменитое стихотворение «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…»). С восторгом, с эмоциональным подъемом воссоздает поэт буйство, высшее проявление стихийных сил природы. Природа у него одушевлена, очеловечена; и в этом проявляется его убеждение в целостности мира и единстве человека и природы. Работая над выразительностью языка стихотворений о природе, десятиклассники выявили, что характерные для поэта олицетворения являются не просто поэтическим приемом, но становятся структурообразующим началом, выражая один из основных принципов осознания и изображения жизни.
Любовная лирика Тютчева является одной из вершинных явлений мировой поэзии, где центральное место занимает исследование «диалектики души». Ребята познакомились с «денисьевским» циклом стихотворений, посвящённых любовной теме, прослушали аудиозаписи романсов на стихи Тютчева.
Прикасаясь к творческому наследию великих русских поэтов на уроках литературы, учащиеся открывают для себя новые ценности, учатся говорить не простым, «сухим» языком, а образным, выразительным.

Учитель русского языка и литературы Комарова Н.А.