Методика решения количественных задач по физике 1.jpgРешение количественных задач по физике складывается из следующих элементов: чтения условия задачи, краткой записи условия и его повторения, выполнения рисунка, схемы или чертежа, анализа физического содержания задачи и выявления путей (способов) ее решения, составления плана решения и выполнения решения в общем виде, прикидки и вычисления, анализа результата и проверки решения.
Текст задачи следует читать неторопливо, четко. Затем кратко записать условие и сделать чертеж или схему. Условие нужно еще раз повторить.
При разборе задачи прежде всего обращается внимание на физическую сущность ее, на выяснения физических процессов, и законов, рассматриваемых в данной задаче, зависимостей между физическими величинами.
Нужно терпеливо, шаг за шагом приучать учащихся, начиная с седьмого класса, проводить анализ задачи для отыскания правильного пути решения, так как это способствует развитию логического мышления, учеников, и воспитывает сознательный подход к решению задач.
Разбор задачи на уроке часто проводят коллективно в виде беседы учителя с учащимися, учитель постепенно подводит учащихся к наиболее рациональному способу решения задач. Иногда полезно разобрать несколько вариантов решения одной и той же задачи, сопоставить их, и выбрать наиболее рациональный способ. Нужно систематически приучать учащихся самостоятельно анализировать задачи, требуя от них вполне сознательного и обоснованного рассуждения.
После разбора условия задачи переходят к ее решению. Решение задачи необходимо сопровождать краткими пояснениями и записью ответа.
Полученный ответ задачи необходимо проверить. Нужно обратить внимание учащихся на реальность ответа. В некоторых случаях при решении задачи ученики получают результаты, явно не соответствующие условию задачи, а иногда противоречащие здравому смыслу. Происходит это от того, что в процессе вычислений они теряют связь с конкретным условием задачи.
Необходимо научит ребят оценивать порядок ответа не только с математической, но и с физической точки зрения. Странным выглядит ответ, что температура кипения воды 150?С, а плотность железа 78кг/м3 .
Колосова В.М.