Музейная педагогика – это смежная научная дисциплина, исследующая музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации. Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств обучения.

Важная форма работы музея — привлечение его материалов как в учебной работе, так и во внеурочной деятельности по предмету. Литература — одна из основ гуманитарного образования в средней школе, определяющая уровень интеллектуального, эмоционально-нравственного развития школьника, его культуры, его способности владеть родным языком, искусством речи и мышления. Изучая литературу, школьник приобретает не только опыт ее понимания, этического и эстетического самоопределения, творческого самовыражения, но и сведения о развитии литературного языка и умение пользоваться им как важнейшим инструментом сознания.

На уроках я стремлюсь воспитывать в ребятах любознательность, глубоко почитать своих предков, их дела, знать об их проблемах и тревогах, радостях и праздниках. Гордиться подвигами своего народа – в этом основа деятельности музеев. Необходимо заинтересовать учащихся изучением истории своей малой родины: быта народа, среди которого они живут, узнать его историю, национальные и культурные традиции.

Уроки, проведенные в школьном музее, всегда необычные и интересные. Так, например, при написании сочинения по картине Т.Яблонской «Утро» мы используем экспозицию «Школьная форма ученика Советской школы». Обучающиеся рассматривают одежду для мальчиков и девочек, узнают о пионерском галстуке и даже повязывают его. Конечно, у детей возникает вопрос: кто такие пионеры и почему они носили галстук красного цвета.

При изучении устного народного творчества часто в загадках, сказках, пословицах встречается устаревшая лексика. Экспозиция «Предметы милой старины» позволяет не только увидеть, но и попробовать в деле некоторые вещи: веретено, коромысло, прялку.

Особенное звучание в школьном музее приобретает военная лирика. На стендах, посвященных участникам Великой Отечественной войны, дети видят фамилии своих уже прадедушек и прабабушек. Тогда история страны становится неразрывной с историей села, семьи, и чтение стихотворений становится более проникновенным. Кроме того, в школьном музее хранятся альбомы, вырезки газет, письма-треугольники периода войны.

Важное направление музейной педагогики  занимают методы и технологии на основе проектной и исследовательской деятельности, которые способны развивать у учащихся важнейшие компетенции, необходимые для реализации в социуме: общенаучную, информационную, познавательную, коммуникационную, ценностно-смысловую, социальную, стремление личностного саморазвития и самоопределения. Совместно с учащимися были созданы следующие  проекты в рамках уроков русского языка и литературы:

«Писатели и поэты Борского района»

«Н.Д. Нагайцев – поэт, прославивший родное село»

«Моя родословная»

Работы «Листая семейный альбом»,  «Война в моей семье», «Война глазами детей» помогают ребятам на примерах знакомым им людям проследить судьбу простых солдат на фронтах Великой Отечественной войны. Рассказы и воспоминания  родных – живых свидетелей, очевидцев и участников событий – оживляют историю, приближают её к ребёнку. Ребятам важно понять ту нить, которая связывает все поколения. Прочувствовать, что история страны непосредственно связана с историей родного села, историей своей семьи. Дети участвуют в традиционных окружных и областных конкурсах сочинений: «Война глазами детей», «Радуга профессий».  Можно сказать, что здесь прослеживается обратная связь: дети используют подлинные  материалы для написания сочинений и, в свою очередь, регулярно пополняют музей своими работами.

Таким образом, средства музейной педагогики позволяют педагогу решать важную цель – дать детям первый эмоциональный опыт созерцания и переживания художественно-эстетических объектов на основе развития чувственной моторики, способствовать формированию навыков визуальной культуры и межличностной коммуникации. Метод использования школьного музейного материала позволяет мне вести учащихся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям. При этом процесс обучения проходит наиболее естественным и доступным путем.

Дутова Н.Ф., учитель