Устный счет – очень нужный этап урока. Именно на этом этапе появляется настрой на весь урок.
Устный счет дает возможность не только быстро производить расчеты в уме, но и развивают память, сообразительность, умение отыскивать наиболее рациональные пути для решения поставленной цели, помогает усваивать предметы физико-математического цикла.
Применяются следующие формы: беглый счет(учитель называет числа, говорит, какие действия надо над ними производить, а учащиеся говорят только ответ), беглый счет с последующей записью результата(учащиеся результат вычисления записывают в тетрадях и показывают учителю), устный счет с предшествующей записью на классной доске чисел, даваемых для счета (эта форма устных вычислений применяется как в том случае, когда числа, предложенные для счета, большие, так и в том случае, когда закрепляется какой-либо новый прием быстрых вычислений), устный счет при решении задач (учащиеся решают задачу либо устно, либо по написанным учителем на доске числовым данным задачи).
Устный счет требует от учителя умелого подхода к индивидуальным особенностям каждого учащегося. Необходимо иметь в виду, что одни учащиеся при устном счете считают правильно и довольно быстро; другие быстро, но часто ошибаются; третьи хотя и верно, но довольно медленно считают; четвертые считают совсем плохо и требуют от учителя индивидуальной помощи.
Устный счет может практиковаться почти на каждом уроке математики. В зависимости от темы и материалам урока, они могут ставиться учителем в начале урока, середине или в конце.
Устные упражнения способствуют не только развитию математических способностей учащихся, но и развитию вычислительных навыков.

Колосова В.М.