Рабочая тетрадь — пособие с печатной основой для работы непосредственно на содержащихся в нем заготовках; применяется преимущественно на первоначальных этапах изучения темы с целью увеличения объема практической деятельности и разнообразия содержания, форм работы, а также видов деятельности учащихся.
Педагогический опыт показывает, что при самостоятельном чтении учебника школьники часто скользят по тексту, не замечая многих важных положений. В то же время, видя, что в учебнике содержатся все основные сведения, ребята зачастую не ведут записей по ходу урока. Следует учитывать текстовую и логическую сложность учебников, а также уровни восприятия и понимания смысла текста учащимися.
Рабочая тетрадь является таким средством, которое может обеспечить формирование мыслительных процессов, будет способствовать повышению эффективности обучения учащихся и уровня их творческого развития. Использование рабочих тетрадей имеет широкое распространение в современном образовании, т. к. играют особую роль в решении проблемы дифференциации и индивидуализации обучения. Применение рабочих тетрадей способствуют формированию и развитию у школьников учебной деятельности, интеллектуальных умений; обеспечивают самостоятельное усвоение и применение знаний по конкретной учебной дисциплине. Применение рабочей тетради в обучении улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации, появляется возможность реализации перспективных методов обучения. Использование рабочей тетради способствуют решению следующих образовательные задачи: – усвоение технических понятий и знаний; – приобретение практических умений и навыков; – формирование специальных умений и навыков; – развитие самоконтроля; – развитие элементов мышления; – контроль хода обучения. Разработка листов рабочей тетради призвано обеспечивать формирование мыслительной деятельности. После объяснения нового материала, идет закрепление нового материала — работа с рабочей тетрадью, где учащиеся поэтапно воспроизводят изложенный материал, то есть преподаватель управляет течением и формированием мыслительной деятельности учащихся, и имеет полученный результат.
А.В.Шишканова, учитель начальных классов