Среди многих проблем, совершенствования учебного процесса, проблема формирования познавательных интересов учащихся является одной из самых значимых. Познавательный интерес является такой основой учебной деятельности, которая обеспечивает активное и сознательное усвоение знаний. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Наличие познавательных интересов у школьников способствуют росту их активности на уроках, качества знаний, формирование положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности вызывает повышение эффективности процесса обучения. На протяжении всего курса физики, при изучении каждого физического явления или закона необходимо показать, как эти законы или явления используются на практике. Одним из эффективных средств и методов является решение качественных задач. Главная особенность качественных задач состоит в том, что в них внимание акцентируется на качественной стороне физических явлений, свойств тел, вещества, процессов.

Решение задач неотъемлемая составная часть процесса обучения физике, поскольку она позволяет формировать и обогащать физические понятия, развивать физическое мышлении. Решение качественных задач — необходимый компонент полноценного физического образования, поскольку, не требуя громоздких математических выкладок, концентрирует внимание учащегося на физической сущности явлении, на их взаимосвязи и формах проявления. Разбор таких задач в значительной степени углубляет понимание фундаментальных понятий и законов физики, пробуждает интерес у ребят к познанию окружающего мира. При решении любой качественной задачи надо придерживаться следующей схемы:

1. Знакомство с условием задачи.

2. Осознание условия задачи.

3. Составление плана решения задачи.

4. Осуществление плана решения задачи.

5. Проверка ответа.

Способы решения качественных задач: Эвристический способ решения качественных задач состоит в постановке и разрешении ряда взаимно связанных целенаправленных качественных вопросов. Графический способ решения применим к тем качественным задачам, условия которых формулируется с помощью различных видов иллюстраций. Экспериментальный способ заключается в получении ответа на вопрос задачи на основании опыта, поставленного и проведенного в соответствии с ее условиями. В таких задачах обычно предлагается ответить на вопросы: “что произойдет?”, “как сделать?”.

Примеры качественных задач:

1. Почему человек, идущий на лыжах, не проваливается в снег?

2. Почему острая кнопка легче входит в дерево, чем тупая?

3. В цилиндрический сосуд, частично заполненный водой, опустили деревянный брусок. Изменилось ли давление воды на дно сосуда?

4. Почему пловец, нырнувший на большую глубину, испытывает боль в ушах?

5. Почему мяч, вынесенный из комнаты на улицу зимой, становится слабо надутым?

Однако надо не забывать и о вычислительных задачах на уроках.

Колосова В.М.